Обзор изменений законодательства, регулирующего градостроительные отношения, за 2017 год

Обзор изменений законодательства, регулирующего градостроительные отношения, за 2017 год
Тип статьи:
Авторская
Источник:

Институт территориального планирования «Град» подготовил и опубликовал большой обзор изменений законодательства, регулирующего градостроительные отношения, за 2017 год.

Рекомендуем к ознакомлению.


 

Основы государственного управления

Утверждены Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года

Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 утверждены Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года. Документ вступил в силу со дня его подписания.

В Основах определены принципы, цели, приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации. Государственная политика регионального развития реализуется с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования, разработанных на федеральном уровне в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования.

Результатами реализации государственной политики регионального развития должны стать:

-                   сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности;

-                   сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов;

-                   достижение необходимого уровня инфраструктурной обеспеченности всех населенных пунктов Российской Федерации;

-                   дальнейшее развитие процесса урбанизации, в частности развитие крупных городских агломераций, как необходимое условие обеспечения экономического роста, технологического развития и повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках;

-                   повышение уровня удовлетворенности населения деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Утверждены целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р утверждены целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации. Документ вступил в силу со дня утверждения.

Целевые модели сформированы по 12 ключевым факторам, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах:

−                   получение разрешения на строительство и территориальное планирование;

−                   регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества;

−                   постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества;

−                   осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации;

−                   поддержка малого и среднего предпринимательства;

−                   технологическое присоединение к электрическим сетям;

−                   подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения;

−                   подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения;

−                   наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности;

−                   эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта Российской Федерации;

−                   эффективность деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;

−                   качество инвестиционного портала субъекта Российской Федерации.

По каждой целевой модели определены факторы (этапы) реализации. необходимые меры для повышения эффективности прохождения этапов, показатели, характеризующие степень достижения результата, целевые показатели на период до 2018 года.

Ответственными за мониторинг внедрения целевых моделей в субъектах Российской Федерации определены Минстрой России, Минэнерго России, Минэкономразвития России и автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

Целевыми моделями предусмотрен ряд мероприятий в области стратегического планирования, градостроительной и кадастровой деятельности, землеустройства:

−                   подготовка, согласование и утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования и плана по ее реализации;

−                   установление совокупности расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, определенными законодательством Российской Федерации, и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для учета в генеральных планах поселений, генеральных планах городских округов;

−                   подготовка проекта генерального плана поселения, генерального плана городского округа;

−                   проведение землеустроительных работ для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и населенных пунктов

−                   на основе утвержденного и размещенного в ФГИС ТП генерального плана поселения, генерального плана городского округа подготовка программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа

−                   подготовка, согласование, утверждение проекта правил землепользования и застройки с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в генеральных планах поселений, генеральных планах городских округов, размещение правил в ФГИС ТП;

−                   проведение землеустроительных работ по описанию местоположения границ территориальных зон, а также обеспечение своевременного направления документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости при принятии решений об утверждении правил землепользования и застройки;

−                   создание (доработка существующего) регионального информационного ресурса о земельных участках региона, содержащего утвержденные актуальные документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, положения об особо охраняемых природных территориях, информацию о зонах с особыми условиями использования территорий.

Уточнены полномочия Минэкономразвития России в области государственного земельного надзора

С 16.11.2017 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 № 1326 «О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации».

Установлено, что Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в числе прочего, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного земельного надзора (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с действующим законодательством осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

Минэкономразвития России также наделено полномочиями по установлению размера и порядка взимания платы за подготовку схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа с использованием официального сайта Росреестра.

Одновременно с этим исключены полномочия Минэкономразвития России по утверждению:

−                   порядка осуществления государственного земельного контроля, за исключением земель сельскохозяйственного назначения;

−                   порядка и сроков хранения документов, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

−                   формы документов об исправлении технической ошибки в сведениях или кадастровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости и состав сведений, содержащихся в них;

−                   типовых договоров подряда на выполнение кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев;

−                   порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в реестр соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.

Принято решение о реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды»

Основная цель приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» — создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории России путем реализации ежегодно (в период с 2017 по 2020 годы) комплекса первоочередных мероприятий по формированию современной комфортной городской среды в регионах России.

К основным обязательным мероприятиям из Комплекса первоочередных мероприятий по формированию комфортной городской среды приоритетным проектом отнесены, в том числе принятие (актуализация действующих) новых современных правил благоустройства, соответствующих федеральным методическим рекомендациям, а также принятие муниципальных программ благоустройства с учетом мнения граждан, территориального общественного самоуправления.

Индекс качества городской среды публичен и доступен для всех заинтересованных лиц (сайт индекс-городов.рф.).

Стратегическое планирование

Утверждена Стратегия развития информационного общества в России до 2030 года

Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы. Документ вступил в силу со дня его подписания.

Стратегией определены цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.

Основная цель Стратегии – создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний.

Обеспечение национальных интересов при развитии информационного общества осуществляется путем реализации следующих приоритетов:

-                   формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений;

-                   развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации;

-                   создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне;

-                   формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы;

-                   обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики.

Утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации»

Распоряжением от 28.07.2017 № 1632-р в целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203, утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в стране цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что является необходимым условием повышения конкурентоспособности страны, качества жизни граждан, обеспечения экономического роста и национального суверенитета.

Для управления программой определены пять базовых направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации на период до 2024 года.

К базовым направлениям отнесены нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность.

Программа предусматривает первоочередную реализацию мероприятий в сфере создания «умных городов» и государственного управления на основе дополнения Программы соответствующими разделами, а также разработки реализации соответствующих планов мероприятий («дорожный карт»), сформированных в рамках системы управления реализацией Программы.

Опубликована Стратегия развития жилищной сферы Российской Федерации на период до 2025 года

Минстроем России опубликована разработанная совместно с АО «АИЖК» и Центром стратегических разработок Стратегия развития жилищной сферы Российской Федерации на период до 2025 года, направленная на повышение доступности жилья и создание комфортной городской среды.

К основным вызовам развития жилищной сферы Стратегией отнесены качество жилого фонда и необходимость дальнейшего повышения доступности жилья для граждан. 

В качестве основных целей и задач Стратегии к 2025 году заявлены, в числе прочего:

−                   достижение уровня строительства жилья – 120 млн. кв. м;

−                   рост объемов строительства - минимум в 1,5 раза;

−                   увеличение среднего уровня обеспеченности жильем – до 30 кв. м на душу населения;

−                   обеспечение доступности ипотеки как минимум для 50% семей и увеличение ипотечного портфеля до 15 – 20% ВВП;

−                   формирование цивилизованного рынка коммерческой аренды, в том числе институциональной, при этом предполагается, что доля цивилизованной рыночной аренды жилья от всего рынка аренды составит 50%;

−                   создание комфортной городской среды в большинстве субъектов Российской Федерации, развитие городов в сформированных границах через комплексное освоение промышленных зон и реконструкцию застроенных территорий;

−                   создание механизмов стимулирования внедрения новых технологий и поэтапный запрет использования устаревших методов строительства;

−                   переход на систему проектного финансирования жилищного строительства с привлечением средств граждан через банковские инструменты;

−                   переход от расширения городов к эффективному использованию застроенных территорий и пустующих участков внутри городских границ;

−                   создание единой информационной системы в жилищной сфере, пользователями которой станут все участники жилищной сферы: физические лица, риелторы, застройщики, банки, инвесторы, государство и государственные институты развития;

−                   создание системы финансового образования и защиты прав потребителей финансовых услуг.

Установлен единый порядок регулирования вопросов в сфере стратегического планирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях

Федеральным законом от 30.10.2017 № 299-ФЗ в целях приведения к положениям Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Документ вступил в силу 10.11.2017.

Федеральным законом, в частности, внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части, касающейся полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования.

К полномочиям органов местного самоуправления отнесены полномочия в сфере стратегического планирования, предусмотренные Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации дополнены определением порядка разработки и корректировки документов стратегического планирования, находящихся в ведении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и утверждением (одобрением) таких документов.

Из перечня основных полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации исключены полномочия по разработке и утверждению среднесрочных программ и одновременно закреплены полномочия по утверждению порядка стратегического планирования в субъекте Российской Федерации. Указанные изменения внесены в связи с дублированием содержания программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и содержания стратегий социально-экономического развития регионов, планов их реализации и государственных программ субъектов Российской Федерации.

Из перечня полномочий органов местного самоуправления исключены разработка планов и программ развития муниципального образования, не относящихся к документам стратегического планирования муниципальных образований. В то же время органы местного самоуправления наделены правом разработки стратегий социально-экономического развития и планов их реализации, которые носят комплексный характер и направлены на обеспечение устойчивого развития муниципальных образований.

Также федеральный закон предусматривает внесение изменений в статью 39 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в части наделения органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований правом разработки стратегий социально-экономического развития и планов мероприятий по реализации указанных стратегий. Данные изменения направлены на устранение противоречий между положениями статьи 11 и статьи 39 указанного федерального закона.

Градостроительная деятельность и земельно-имущественные отношения

Усовершенствованы подходы к территориальной организации местного самоуправления

Федеральным законом от 28.12.2016 № 501-ФЗ внесены изменения в статью 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Документ вступил в силу 09.01.2017.

Федеральным законом с целью совершенствования подходов к территориальной организации местного самоуправления уточнен порядок отнесения территорий субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов субъектов Российской Федерации к территориям с низкой плотностью сельского населения либо к территориям с высокой плотностью сельского населения.

Также федеральным законом внесены отдельные юридико-технические изменения в целях единообразного использования применяемых терминов.

Уточнен определенный Воздушным кодексом Российской Федерации правовой статус приаэродромных территорий

Федеральным законом от 01.07.2017 № 135-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны. Документ вступил в силу 01.07.2017.

Приаэродромная территория определяется решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродромов и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду и является зоной с особыми условиями использования территорий. На приаэродромной территории могут устанавливаться семь подзон с различными особенностями использования территории.

Приаэродромная зона устанавливается в специальном порядке при осуществлении архитектурно-строительного проектирования в целях строительства и реконструкции сооружений аэродрома.

Федеральным законом уточняется:

-                   порядок установления приаэродромной территории в отношении аэродрома совместного базирования;

-                   порядок выявления и устранения нарушений законодательства Российской Федерации об особенностях использования приаэродромной территории;

-                   порядок возмещения ущерба, причиненного гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с установлением на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.

В Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральным законом внесены изменения, касающиеся особенностей использования приаэродромных территорий.

В Градостроительный кодекс внесены изменения, касающиеся формирования сметных нормативов строительства

Федеральным законом от 26.07.2017 № 191-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части формирования сметных нормативов строительства. Документ, за исключением отдельных положений, вступил в силу 26.07.2017.

Федеральным законом, в частности:

−                   закрепляется единая формулировка названия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере выработки и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулирования в сфере строительства, архитектуры и градостроительства;

−                   уточняется и дополняется содержащийся в Градостроительном кодексе Российской Федерации понятийный аппарат в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности;

−                   органы государственной власти Российской Федерации наделяются полномочиями по установлению порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, классификатора строительных ресурсов, утверждению укрупненных нормативов цены строительства и другими полномочиями в сфере ценообразования и сметного нормирования;

−                   устанавливается порядок применения сметных нормативов, укрупненных нормативов цены строительства, расценок, цен, методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30.09.2017 или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 03.07.2016;

−                   органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются полномочиями по заключению договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и по принятию решений о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Урегулирован порядок устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель

Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель. В первую очередь, это касается устранения противоречий между сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и государственном лесном реестре, в целях защиты прав собственников земельных участков. Документ вступил в силу 11.08.2017.

Федеральным законом определяется порядок устранения указанных противоречий, в том числе регламентируются порядок образования и предоставления земельных участков, порядок отнесения земель или земельных участков к определенной категории, устанавливаются требования к содержанию документов территориального планирования и градостроительного зонирования, порядку их подготовки, согласования и утверждения, к государственному кадастровому учету земельных участков и государственной регистрации прав на них, в том числе к уточнению границ соответствующих земельных участков.

Кроме того, федеральным законом регулируются вопросы, касающиеся образования населенных пунктов из лесных поселков и военных городков, в том числе порядок подготовки и утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов и порядок определения границ таких населенных пунктов.

В указанных целях внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», от 10.01.2002 № 7- «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты, регулирующие земельные, градостроительные, лесные и иные отношения.

Внесены изменения в федеральный закон «о дальневосточном гектаре»

Федеральным законом от 29.07.2017 № 247-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Документ вступил в силу 30.07.2017.

Федеральным законом расширяется перечень территорий, которые не могут быть представлены в безвозмездное пользование. Речь идет об охотничьих угодьях, используемых в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации». Такие территории могут по обращениям пользователей исключены из территорий, в границах которых предоставляются «дальневосточные гектары».

Также уточняется процедура и форма представления информации о территориях, которые определены законом субъекта Российской Федерации и в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, в целях их отображения в информационной системе для предоставления гражданам земельных участков.

Ряд изменений направлен на урегулирование вопросов, связанных с возможным отказом в предоставлении земельного участка гражданину.

Так, в случаях, когда образуемый земельный участок пересекает границы других земельных участков либо границы территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования или ограничивает доступ к иным земельным участкам, с согласия гражданина границы участка могут быть скорректированы либо гражданину может быть предоставлен иной земельный участок.

В указанных случаях срок рассмотрения поданного заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование приостанавливается на срок до тридцати дней, и гражданин имеет право дать согласие на иной вариант схемы размещения земельного участка. Предлагаемые изменения направлены на обеспечение соблюдения прав владельцев земельных участков, а также предоставление гражданам возможности при возникновении указанных ситуаций выбрать иной вариант размещения предоставляемого им земельного участка.

Федеральным законом расширен перечень сведений, включаемых федеральную информационную систему для предоставления гражданам земельных участков. Теперь отображению в указанном информационном ресурсе подлежит информация о местоположении границ ранее учтенных земельных участков, а также земельных участков, на которых расположены ранее учтенные объекты недвижимости, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, но описание местоположения границ таких земельных участков не соответствует требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Усовершенствована система отношений в сфере теплоснабжения

Федеральным законом от 29.07.2017 №279-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие совершенствование системы отношений в сфере теплоснабжения. Документ вступил в силу 31.07.2017.

Федеральным законом введено и сформулировано понятие «ценовые зоны теплоснабжения» – поселения, городские округа, в которых цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения потребителям, ограничены предельным уровнем цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

К полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено принятие решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения.

К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, отнесено установление порядка подготовки предложений об отнесении или не отнесении поселений, городских округов к ценовым зонам теплоснабжения, а также подготовка и внесение таких предложений в Правительство Российской Федерации.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» дополнен главой, устанавливающей особенности правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения.

В частности, установлено, что к ценовым зонам теплоснабжения могут быть отнесены поселение, городской округ, соответствующие следующим критериям:

1) наличие утвержденной схемы теплоснабжения поселения, городского округа;

2) пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения, составляют источники тепловой энергии, функционирующие в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

3) наличие совместного обращения в Правительство Российской Федерации об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения от исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и единой теплоснабжающей организации (нескольких единых теплоснабжающих организаций), в зоне деятельности которой находятся источники тепловой энергии, суммарная установленная мощность которых составляет пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения поселения, городского округа;

4) наличие согласия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на отнесение поселения, городского округа, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, к ценовой зоне теплоснабжения.

Критерии 1, 3 и 4 применяются во всех случаях и вне зависимости от срока обращения о принятии решения. Критерий 2 используется до 01.07.2018.

Определен правовой статус инновационных научно-технологических центров

Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ урегулированы отношения, возникающие при создании инновационных научно-технологических центров и обеспечении их функционирования, внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Документ вступил в силу 10.08.2017.

Решение о создании инновационного научно-технологического центра принимается Правительством Российской Федерации на основании одобренной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти инициативы образовательной организации высшего образования или научной организации, соответствущим критериям, установленным Правительством Российской Федерации.

Территория инновационного научно-технологического центра может располагаться на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

Включение в границы территории инновационного научно-технологического центра земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается по согласованию с субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Не допускается включение в границы территории инновационного научно-технологического центра земельных участков, находящихся в частной собственности, а также земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных юридическим и (или) физическим лицам, за исключением инициатора проекта, фонда или управляющей компании.

Федеральным законом установлены особенности регулирования градостроительной деятельности на территории инновационного научно-технологического центра.

Так, принятие решения о подготовке документации по планировке территории, подготовка и утверждение документации по планировке территории инновационного научно-технологического центра осуществляются управляющей компанией (российская организация, которая создана в организационно-правовой форме акционерного общества в целях осуществления функций по управлению инновационным научно-технологическим центром и учредителями которой выступают Правительство Российской Федерации и (или) инициатор проекта). При этом решение органа местного самоуправления городского округа, поселения о подготовке документации по планировке территории инновационного научно-технологического центра не требуется.

Документация по планировке территории инновационного научно-технологического центра утверждается без проведения публичных слушаний.

Подготовка и утверждение документации по планировке территории инновационного научно-технологического центра допускаются при отсутствии документов территориального планирования.

Вид разрешенного использования земельных участков устанавливается в соответствии с документацией по планировке территории инновационного научно-технологического центра.

Изменен порядок ведения садоводства и огородничества

Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ установлены новые требования к ведению гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Документ принят взамен Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и, за исключением некоторых положений, вступает в силу с 01.01.2019.

Изменения внесены, в том числе в федеральные законы от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», в Закон Российской Федерации от 29.12.2014 № 459-ФЗ «О недрах», в Гражданский, Земельный, Жилищный, Водный, Градостроительный кодексы Российский Федерации.

Из действующего законодательства исключено понятие «дачный земельный участок». При этом под определение садового земельного участка теперь подпадает земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Также вводится положение о том, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, устанавливающие предельные параметры такого строительства.

Расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу федерального закона с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами. Расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу федерального закона с назначением «нежилое», сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей. Некоммерческая организация, созданная гражданами до дня вступления в силу федерального закона для ведения садоводства или дачного хозяйства, вправе внести изменения в свой устав, указав в нем организационно-правовую форму «товарищество собственников недвижимости» и вид «товарищество собственников жилья» в случае соответствия нормам жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующего создание товарищества собственников жилья, и одновременного соответствия следующим условиям:

1) земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, расположены в границах населенного пункта;

2) на всех земельных участках, образованных из земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, размещены жилые дома.

В целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества. Подготовка и утверждение проекта планировки территории в отношении территории огородничества не требуются. Установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории огородничества осуществляются в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами.

Садовые и огородные земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения.

При этом установление границ территории садоводства или огородничества не является самостоятельным основанием для придания такой территории статуса населенного пункта. Включение территорий садоводства или огородничества в границы населенного пункта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Внесены изменения в положение о составе схем территориального планирования Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 251 внесены изменения в Положение о составе схем территориального планирования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2006 № 680. Документ вступил в силу 14.03.2017.

Согласно внесенным изменениям в положении о территориальном планировании указываются сведения о местоположении, наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения и их основные характеристики (мощность, класс напряжения и (или) пропускная способность).

Постановлением предусмотрено, что проекты документов о внесении изменений в утвержденные схемы территориального планирования Российской Федерации и проекты вновь утверждаемых схем территориального планирования Российской Федерации в областях, в которых предполагается создание объектов федерального значения, подготавливаются в соответствии с новыми требованиями при условии, что решения о подготовке указанных проектов приняты и (или) государственные контракты на подготовку этих проектов, предусмотренные указанными решениями, заключены после 14.03.2017.

Утверждены правила установления приаэродромной территории, выделения в ней подзон и разрешения разногласий, возникающих при ее установлении

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории. Документ вступил в силу 14.12.2017.

Правилами определяется перечень органов, уполномоченных принимать решения об установлении приаэродромной территории; требования к содержанию такого решения; порядок разработки проекта решения; порядок согласования решения.

Правилами выделения на приаэродромной территории подзон регламентируются, в числе прочего, перечень видов подзон и порядок определения территории, в которой выделяются подзоны.

Правилами разрешения разногласий установлено, что при наличии разногласий в отношении поступившего в орган государственный власти субъекта Российской Федерации проекта решения об установлении приаэродромной территории указанный проект вместе с представленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации перечнем замечаний передается в Правительственную комиссию по транспорту для принятия решения по имеющимся разногласиям.

Утверждены изменения в схемы территориального планирования Российской Федерации

В области федерального транспорта:

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 2930-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 19.03.2013 № 384-р».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 96-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 384-р».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 97-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 384-р».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2017 № 1477-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 384-р».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.08.2017 № 1678-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 384-р».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.10.2017 № 2230-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 384-р».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 № 2352-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 384-р».

Все документы вступили в силу со дня принятия.

В области трубопроводного транспорта:

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 166-р «Об утверждении изменений в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта), утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 № 816-р» Документ вступил в силу со дня принятия.

В области энергетики:

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.07.2017 № 1601-р «О внесении изменений в схему территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.08.2016 № 1634-р». Документ вступил в силу 23.11.2017.

Внесены изменения в классификатор видов разрешенного использования земельных участков

Приказом Минэкономразвития России от 06.10.2017 № 547 внесены изменения в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540. Документ вступил в силу 07.11.2017.

Уточнение внесено в описание вида разрешенного использования с кодом 2.7 «Обслуживание жилой застройки».

Устанавливается, что на земельных участках, имеющих вид разрешенного использования «Обслуживание жилой застройки» допускается размещение объектов капитального строительства, предназначенных для обеспечения коммунального, социального, бытового обслуживания жилой застройки, размещения организаций здравоохранения, дошкольного, начального и среднего общего образования, культурного развития, объектов религиозного использования, амбулаторного ветеринарного обслуживания, делового управления, рынков, магазинов, предприятий общественного питания, гостиниц и предприятий обслуживания автотранспорта, если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки (в прежней редакции – если их размещение связано с удовлетворением повседневных потребностей жителей), а также связано с проживанием граждан, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установления санитарной зоны.

Утверждена методика расчета индекса качества городской среды муниципальных образований

Приказом Минстроя России от 31.10.2017 № 1494/пр утверждена Методика определения индекса качества городской среды муниципальных образований Российской Федерации.

Методика предназначена для определения уровня качества городской среды муниципального образования, а также для определения уровня качества городской среды на территории субъекта Российской Федерации путем расчета интегрированного индекса, основанного на индексах качества городской среды, присвоенных муниципальным образованиям, находящимся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Методикой в числе прочего устанавливаются:

−                   цели формирования индекса качества;

−                   описание структуры индекса качества;

−                   порядок присвоения;

−                   источники получения данных, используемых для формирования индекса качества;

−                   перечень индикаторов для расчета индекса качества и порядок их расчета на 2017 год.

Согласно информации сайта Минстроя России, по данной методике ежегодно будет проводиться оценка муниципальных образований Российской Федерации в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

Публикация первого документа, содержащего информацию об индексах городов Российской Федерации, запланирована на февраль 2018 года. 

Утверждены новые требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения

Приказом Минэкономразвития России от 21.06.2017 № 296 утверждены обновленные требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и признан утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 07.12.2016 № 793. Документ вступает в силу с 01.01.2018.

Требования подлежат применению:

−                   при подготовке и внесении изменений в документы территориального планирования всех уровней;

−                   при создании и ведении ФГИС ТП, государственных и муниципальных информационных систем, необходимых для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в области территориального планирования;

−                   при организации информационного взаимодействия различных информационных систем с целью решения вопросов, связанных с развитием территорий на государственном и муниципальном уровне.

Геодезия и картография

Утверждены правила выполнения геодезических и картографических работ на отдельных территориях Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2017 № 159 утверждены правила выполнения геодезических и картографических работ на отдельных территориях Российской Федерации. Документ вступил в силу 18.02.2017.

Правила устанавливают особый порядок выполнения геодезических и картографических работ на отдельных территориях Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, в целях защиты информации о режимных и других объектах Российской Федерации, геопространственные сведения о которых в соответствии с законодательством Российской Федерации составляют государственную тайну.

Геодезические и картографические работы на отдельных территориях должны выполняться:

−                   организациями, имеющими лицензию на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, при наличии допуска к государственной тайне у работников этих организаций, а при выполнении работ, предусмотренных п. 42 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», также лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности;

−                   после получения разрешения, выдаваемого территориальным органом Росреестра по субъекту Российской Федерации, на территории которого выполняются работы, и в соответствии с требованиями к выполнению геодезических и (или) картографических работ на отдельных территориях, содержащимися в разрешении (при наличии).

Постановлением также признаны утратившими силу:

−                   постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 326 «О порядке получения, использования и предоставления геопространственной информации»;

−                   постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1254 «О внесении изменений в Положение о получении, использовании и предоставлении геопространственной информации».

Определен порядок и способы предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2017 № 262 утверждены Правила предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, в том числе правила подачи заявления о предоставлении указанных пространственных данных и материалов, включая форму такого заявления и состав прилагаемых к нему документов. Документ вступил в силу 15.03.2017.

Определено, что предоставление пространственных данных и материалов осуществляется государственными учреждениями, осуществляющими ведение соответствующего фонда, на основании заявлений физических или юридических лиц, органов государственной власти или органов местного самоуправления непосредственно при личном обращении к фондодержателю; почтовым отправлением; путем направления посредством электронной почты; путем размещения на федеральном или региональном портале пространственных данных; с использованием веб-сервисов.

Также закреплены:

−                   требования к содержанию заявления о предоставлении пространственных данных и форма такого заявления;

−                   требования к описанию территории, в отношении которой запрашиваются пространственные данные и материалы;

−                   условия использования пространственных данных и материалов, не являющихся объектом авторского права;

−                   условия использования пространственных данных и материалов, являющихся объектами авторского права;

−                   перечень документов, прикладываемых к заявлению о предоставлении пространственных данных и материалов;

−                   требования к заявлению, представляемому в электронной форме;

−                   сроки рассмотрения заявления и направления заявителю ответа по результатам его рассмотрения.

Установлены требования к составу сведений единой электронной картографической основы и периодичности их обновления

Приказом Минэкономразвития России от 27.12.2016 № 853 установлены требования к составу сведений единой электронной картографической основы и периодичности их обновления. Документ вступил в силу 27.03.2017.

Определено, что ЕЭКО является систематизированной совокупностью пространственных данных о территории Российской Федерации.

Сведения ЕЭКО не содержат информацию, относящуюся к государственной тайне, и должны быть подготовлены к открытому опубликованию.

Сведения ЕЭКО представляются в государственных системах координат, в местных системах координат, используемых при ведении единого государственного реестра недвижимости, а также для использования в качестве обзорного (справочного) материала в международных системах координат.

Состав сведений ЕЭКО должен обеспечивать возможность представления указанных сведений в электронной форме в виде:

−                   ортофотопланов;

−                   топографических карт и топографических планов;

−                   общегеографической карты.

Сведения ЕЭКО должны обеспечивать возможность их использования при создании государственных топографических карт и государственных топографических планов установленного масштабного ряда.

Сведения ЕЭКО, представляемые в виде ортофотопланов, создаются на основе материалов дистанционного зондирования Земли, как правило, полученных путем аэросъемки.

В состав сведений ЕЭКО должна включаться информация о следующих видах объектов:

−                   рельеф местности с точностью, соответствующей масштабу мельче 1:50 000;

−                   гидрография и гидротехнические сооружения;

−                   населенные пункты;

−                   промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты;

−                   дорожная сеть и дорожные сооружения;

−                   растительный покров и грунты (древесная, кустарниковая, травянистая растительность, пашни, болота, прочие земли (пески, каменистые россыпи, нарушенные земли и тому подобное);

−                   государственная граница Российской Федерации;

−                   границы между субъектами Российской Федерации;

−                   наименования географических объектов;

−                   иная информация.

Сведения ЕЭКО подлежат обновлению не позднее 6 месяцев с момента обновления государственных топографических карт, государственных топографических планов и ортофотопланов, содержащихся в федеральном фонде пространственных данных, но не реже чем один раз в десять лет.

Определен порядок установления местных систем координат на территории Российской Федерации

Приказом Минэкономразвития России от 28.07.2017 № 383 определен порядок установления местных систем координат на территории Российской Федерации. Документ вступил в силу 14.10.2017.

Определено, что местные системы координат устанавливаются для целей обеспечения проведения геодезических и картографических работ при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, землеустройства, недропользования, иной деятельности, в том числе при установлении, изменении и уточнении прохождения государственной границы Российской Федерации, при установлении, изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований.

Инициаторами установления местных систем координат могут являться федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные субъекты отношений в области геодезической и картографической деятельности.

При установлении местных систем координат в обязательном порядке обеспечивается определение параметров перехода между устанавливаемой местной системой координат и государственными системами координат.

Основанием для введения в действие местной системы координат является акт о включении в федеральный фонд пространственных данных каталогов координат.

Параметры перехода между местной системой координат и государственными системами координат и каталоги координат геодезических пунктов в местной системе координат постоянно хранятся в федеральном фонде пространственных данных и предоставляются заинтересованным лицам в порядке, установленном ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Государственные и муниципальные услуги. Информационные системы

Утверждены правила ведения государственного реестра муниципальных образований

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 151 утверждены правила ведения государственного реестра муниципальных образований. Документ вступил в силу 18.02.2017.

Правила устанавливают порядок формирования и ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации.

Включению в реестр подлежат муниципальные образования, образованные на территории Российской Федерации, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке.

Ведение реестра осуществляется Минюстом России через свои территориальные органы. Реестр ведется в электронном виде. Содержащиеся в реестре сведения являются открытыми и общедоступными. Доступ к реестру обеспечивается через официальный сайт Минюста России в сети Интернет.

Правилами также установлены требования к формированию государственного регистрационного номера муниципального образования.

Экология

Урегулированы вопросы сброса сточных вод

Федеральным законом от 29.07.2017 № 225-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы сброса сточных вод. Документ вступит в силу 01.01.2019.

Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» дополнен главой, регламентирующей вопросы регулирования сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации).

Новые правила предусматривают установление в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов состава сточных вод.

Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.

Внесены изменения в правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232 внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, в том числе Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2017 № 269. Документ вступил в силу 14.03.2017.

Изменениями предусмотрены новые правила расчета среднесуточных нормативов за сезон, выраженных в количественных показателях массы и объема.

Утверждены правила охраны магистральных трубопроводов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1083 утверждены Правила охраны магистральных газопроводов. Документ вступил в силу 20.09.2017.

Охранные зоны объектов магистральных газопроводов устанавливаются вдоль линейной части магистрального газопровода – в виде территории на расстоянии 25 метров от оси газопровода с каждой стороны; вокруг компрессорных станций, газоизмерительных станций, газораспределительных станций, узлов и пунктов редуцирования газа, станций охлаждения газа – в виде территории, отстоящей от внешней границы указанных объектов на 100 метров с каждой стороны.

Запрещается устраивать в охранных зонах свалки, осуществлять сброс и слив едких и коррозионно-агрессивных веществ и горюче-смазочных материалов; складировать любые материалы; огораживать и перегораживать охранные зоны; размещать какие-либо здания, строения, сооружения, не предусмотренные Правилами; осуществлять несанкционированное подключение (присоединение) к магистральному газопроводу; огораживать и перегораживать охранные зоны.

Документом предусмотрены виды работ, которые допускается производить с письменного разрешения собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод.

Постановлением также внесены изменения в Положение о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 322.

Теперь сведения о границах минимальных расстояний от объектов магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (без отображения оси магистрального трубопровода) до зданий, строений и сооружений, не относящихся к объектам магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, представляются уполномоченными органами в орган регистрации прав для воспроизведения на публичных кадастровых картах.

Проекты правовых актов

В третьем чтении принят законопроект, вводящий процедуру общественных обсуждений и изменяющий требования к проведению публичных слушаний по градостроительным вопросам

Проект федерального закона № 133118-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях расширения возможностей участия граждан в принятии решений в области градостроительной деятельности), 22 декабря принят Государственной Думой в третьем чтении и поддержан профильным комитетом Совета Федерации.

Общественные обсуждения или публичные слушания согласно законопроекту проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта).

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по общему правилу являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

Процедура проведения общественных обсуждений, предусмотренная законопроектом, состоит из следующих этапов:

−                   оповещение о начале общественных обсуждений;

−                   размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в интернете и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием интернета, либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

−                   проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;

−                   подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;

−                   подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

Процедура проведения публичных слушаний, предусмотренная законопроектом, состоит из следующих этапов:

−                   оповещение о начале публичных слушаний;

−                   размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

−                   проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;

−                   проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;

−                   подготовка и оформление протокола публичных слушаний;

−                   подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Предусматривается вступление документа в силу со дня его официального опубликования. Положения законодательных актов Российской Федерации, измененные вступившим в силу федеральным законом, подлежат применению со дня вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, необходимых для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции федерального закона).

В случае, если решения о проведении публичных слушаний приняты до дня вступления в силу вышеуказанных нормативных правовых актов, публичные слушания проводятся в порядке, установленном в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу федерального закона).

Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, необходимые для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции вступившего в силу федерального закона) подлежат опубликованию не позднее 1 июля 2018 года.

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий уточнение полномочий в сфере благоустройства территории муниципальных образований

Проект федерального закона № 155717-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный депутатами совместно с Минстроем России и экспертами Всероссийского совета местного самоуправления, 22 декабря принят Государственной Думой в третьем чтении и поддержан профильным комитетом Совета Федерации.

Законопроектом вносятся изменения в федеральные законы от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Градостроительный кодекс Российской Федерации, которыми уточняется правовое регулирование в сфере благоустройства территории муниципальных образований.

Проектом федерального закона уточняется понятийный аппарат, в том числе даются определения «правил благоустройства территорий», «прилегающих территорий», «элементов благоустройства».

К вопросам местного значения поселений и городских округов отнесены утверждение правил благоустройства, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов.

Законопроектом определяется, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:

-                   содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;

-                   внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;

-                   проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;

-                   организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;

-                   организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;

-                   размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;

-                   размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;

-                   организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;

-                   обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;

-                   уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;

-                   организации стоков ливневых вод;

-                   порядка проведения земляных работ;

-                   участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;

-                   определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;

-                   праздничного оформления территории муниципального образования;

-                   порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования;

-                   осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.

Законопроект позволяет регионам вводить в вышеуказанный перечень и иные понятия. Так как у разных регионов есть свои специфические потребности, субъекты Российской Федерации смогут поручать муниципалитетам дополнительные работы, например, это может касаться содержания исторических и культурных памятников, участия граждан в проектах благоустройства, особого подхода к зеленым насаждениям и элементам среды.

Важнейшей новеллой законодательства станет закрепление на федеральном уровне обязанностей собственников недвижимости принимать участие в содержании и благоустройстве прилегающих территорий, при этом границы прилегающих территорий будут определяться муниципалитетами согласно разработанной регионом методике, что дает возможность учета региональной и муниципальной специфики.

Подготовлены поправки к законопроекту «об отмене категорий земель»

Законопроект находится на рассмотрении Государственной Думы во втором чтении.

21.09.17 на портале regulation.gov.ru для оценки регулирующего воздействия размещен проект поправок к проекту федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию».

Проектом поправок, в частности, предлагается все земли и земельные участки, расположенные вне границ лесного фонда или особо охраняемых природных территорий, перевести в границы одной из 16 территориальных зон – сельскохозяйственного назначения, жилой, общественно-деловой, производственной, рекреационного назначения, для ведения садоводства и огородничества, природоохранной, историко-культурного назначения, природных лечебных ресурсов, энергетики, транспорта, обеспечения космической деятельности, обеспечения обороны страны и безопасности государства, специального назначения, запаса и многоцелевой.

Также устанавливается порядок разрешенного использования каждой из указанных территориальных зон, уточняются основания ограничения оборотоспособности земельных участков, вводится понятие «сельскохозяйственный регламент» – регламент использования территории, который разрабатывается в отношении каждой зоны сельскохозяйственного назначения, установленной при осуществлении территориального зонирования в границах муниципального образования, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; устанавливается порядок его подготовки и утверждения.

Поправками предлагается ввести порядок использования лесов в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также использования лесов, расположенных за пределами границ лесного фонда, в целях обеспечения природоохранной и иной деятельности, разрешенной в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Более подробно описаны определение и порядок утверждения лесохозяйственных регламентов.

Документом устанавливается правовой режим городских лесов, предусматривается включение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о том, что земельный участок расположен в границах определенной территориальной зоны, границах лесного фонда, особо охраняемой природной территории, а также сведений о том, что земельный участок, его часть относятся к особо ценным сельскохозяйственным землям, уточняются основания приостановления осуществления кадастрового учета или регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Также устанавливаются правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений при выявлении пересечений границ территориальных зон или лесного фонда с границами земельных участков, определяются переходные положения применения новых норм, а также предусматривается, что в связи с переходом от деления земель на категории к территориальному зонированию замена ранее выданных документов о правах на земельные участки или внесение изменений в указанные документы не потребуется.

Поправками предусматривается вступление в силу соответствующего федерального закона с 1 января 2020 года, а в субъектах Российской Федерации с численностью населения менее 1 миллиона человек – с 1 января 2025 года, за исключением отдельных положений.

В первом чтении принят законопроект об установлении зон с особыми условиями использования территорий

Законопроект разработан Минстроем России и направлен на решение задач в сфере градостроительной деятельности и на правовое регулирование вопросов установления зон с особыми условиями использования территорий, определения их режима и установления их границ.

Законопроектом предлагается внести изменения в положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, касающиеся подготовки карты градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки. Согласно этим изменениям карта градостроительного зонирования будет оформляться в бумажной форме и в виде электронного документа, требования к форме и порядку подготовки которого будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

В соответствии с законопроектом должны быть установлены зоны минимальных расстояний до объектов трубопроводного транспорта по предусмотренным законопроектом правилам.

В ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предлагается уточнить понятие объекта капитального строительства. Из него планируется исключить постройки, не имеющие прочной связи с землей, конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и изменения основных характеристик постройки.

Кроме того, предлагается уточнить полномочия органов власти в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Предусматривается, что такая экспертиза в отношении проектной документации по объектам, расположенным на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, должна проводиться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (подведомственными им учреждениями).

Предлагается также внести изменения в статью 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которыми будут созданы правовые основания для исключения административной процедуры подписания протокола о результатах аукциона на право заключать договор о развитии застроенной территории. Одновременно предлагается исключить требование об опубликовании протокола как избыточной процедуры, учитывая обязанность размещения такого протокола на официальном сайте.

Планируется уточнить статью 46.7 Градостроительного кодекса Российский Федерации, регламентирующую порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса. Предусматривается, что результаты аукциона будут оформляться протоколом о результатах аукциона, который будет составляться в виде электронного документа и подписываться организатором аукциона с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

В целях сокращения сроков проектирования предусматривается оптимизация требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства.

В предмет экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий предлагается включить оценку соответствия проектной документации заданию на проектирование, проверку сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта на предмет достоверности ее определения.

Законопроектом предлагается установить, что оператором государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности будут органы исполнительной власти субъектов Федерации или подведомственные им государственные бюджетные учреждения. При этом предлагается повысить уровень информационных систем до субъекта Российской Федерации, наделив Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, а также требований к технологиям, программным и техническим средствам ведения автоматизированных государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Предлагается также внести изменения в статью 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве, урегулировать вопросы возмещения правообладателям объектов недвижимого имущества, которые являются самовольными постройками, созданными в границах зон с особыми условиями использования территории, установленных после 01.03.2018 года по предусмотренным законопроектом правилам.

21.12.2017 законопроект принят в первом чтении.

 

В первом чтении принят законопроект, направленный на упрощение строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствование механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства

Проектом федерального закона предлагается определить объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом) как отдельно стоящий жилой дом с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 м и не состоящий из квартир или блок-секций. При этом предусматривается введение дополнительного ограничения по предельной высоте объектов индивидуального жилищного строительства.

Предлагается также установить различное правовое регулирование для объектов индивидуального жилищного строительства (жилых домов), садовых домов общей площадью до 500 и более 500 кв. м.

Законопроектом определяются особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства (жилые дома), садовые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, на садовых земельных участках.

Предусматривается возможность государственного строительного надзора в отношении объектов, проектная документация которых не требует проведения экспертизы, в случае если информация о соответствующих нарушениях поступила в органы государственного строительного надзора. Предлагается также наделить органы государственного строительного надзора правом проведения проверок объектов капитального строительства, в отношении которых государственный строительный надзор не осуществляется.

Также планируется установить механизм прекращения прав на земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, в случае неисполнения решения о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.

В целях устранения правового пробела в части регулирования процедурных вопросов, связанных со сносом объектов капитального строительства, предлагается дополнить Градостроительный кодекс Российской Федерации понятием «снос» и главой, направленной на урегулирование вопросов, возникающих в связи со сносом объекта капитального строительства.

Соответствующие изменения предлагается внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», от 30.12.2015 № 459-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

21.12.2017 законопроект принят в первом чтении.

Комментарий редакции:
Рекомендуем к прочтению
▼ Оцените, пожалуйста, статью и поделитесь ей в социальных сетях, если нашли её для себя полезной!
1552
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...