Регистрация недвижимости в электронном виде
Но лучше один раз проверить: для эксперимента было принято решение апробировать новую услугу и самостоятельно пройти через процедуру электронной регистрации прав.
На главной странице сайта необходимо войти в раздел «физическим лицам» и нажать на вынесенный на середину экрана кружок с изображением семьи или нажать третий от левого поля раздел в шапке сайта. На странице откроется перечень популярных запросов. Логично сразу нажать «зарегистрировать права на недвижимость», но вы попадете в раздел большого букваря по недвижимости, где аккумулированы самые популярные запросы от населения, начиная от перечня необходимых документов и заканчивая ссылкой на основания приостановки регистрации права. Поэтому надо спуститься ниже.
Сразу после графического рисунка, разъясняющего стоимость услуги для физических и юридических лиц, вас ждет круговая диаграмма, напоминающая часы. Именно в ней стоит выбрать способ получения услуги – в электронном виде.
Не пугайтесь белого экрана. Программа работает, просто требуется время, чтобы она полностью загрузилась, – минуты три.
Из 27 предложенных «целей обращения» выберите то, что отражает суть вашего вопроса. При выборе «регистрация права собственности» появляются три подпункта на выбор: права собственности; права общей долевой собственности; права общей совместной собственности.
Как только определитесь с тем, что именно вам нужно зарегистрировать, нажимайте и переходите к деталям запроса. Новый сервис подразумевает, что вы не только хорошо владеете электронными технологиями, но и на уровне риэлтора разбираетесь в юридической терминологии в сфере недвижимости. И хотя программа устроена так, что технические ошибки по регистрационной части если не полностью исключены, то сводятся к минимуму, понимать чем общая долевая собственность отличается от совместной вам все же нужно.
Первый из четырех шагов, предусмотренных программой, начинается с пункта 2 — «Детали запроса».
Детали запроса уточняют все нюансы предстоящей регистрации, вплоть до кадастрового номера объекта и его точно адреса.
Введя кадастровый номер и площадь покупаемого объекта, не забудьте поставить адрес. В случае с долевками адрес тоже проставляется. Правда, как мне потом подсказали умные люди, пишется город и ближайшие улицы, в границах которых ведется строительство.
Для заполнения граф также потребуется паспорт, СНИЛС, электронная почта. При этом действует правило: пока все необходимые графы не будут правильно заполнены, программа вас дальше не пустит.
Шаг три, если не в вникать в большие куски текста, довольно понятен и прост. Нужно всего лишь со всем согласиться и дать право программе и госструктуре на обработку ваших персональных данных.
Как только эта процедура выполнена, вы переходите на третий шаг сервиса, который подразумевает прикрепление документов и их заверение электронной цифровой подписью. Эта функция завершает формирование пакета документов по вашей сделке. Но чтобы документы пошли на государственную регистрацию, необходимо заверить намерения электронными подписями, которые должны быть у каждой из сторон (!), участвующих в сделке.
Путь от входа на сервис до третьeго шага я проходила четыре раза. На четвертый все было логично и понятно. Но в целом принцип выбора — пользоваться электронной услугой или нет, решается просто – деньгами.
Если готов платить сторонним специалистам — плати, если нет — разбирайся в программе сам и экономь на здоровье. В рублевом эквиваленте это выглядит так: 1800 рублей — ЭЦП, 500 рублей — сканирование и доступ в Интернет, в пределах 2000 рублей — госпошлина для физического лица за одну сделку. В сумме — 4 тыс. 300 рублей.
Если обращаться за услугой к специалисту по недвижимости, то это 50 тыс. рублей — комплексное сопровождение сделки, те же 500 рублей уйдут на телефонные разговоры с агентом и доступ в Интернет, в пределах 2000 рублей — госпошлина для физического лица за одну сделку. Итого – 54 тыс. 300 рублей.
А если вы решите по-старинке прогуляться до места, где ведется приём документов на государственную регистрацию прав, теперь это специализированные центры «Мои документы», расположенные в различных районах города, то все ваши финансовые затраты сведутся только к уплате госпошлины. Максимум – 2000 рублей. Новый электронный сервис – вещь хорошая, но пока мало кому доступная. Пытаясь свести к минимуму риски по государственной регистрации прав, специалисты Росреестра выдали очень качественный и слишком мудреный продукт, который сможет освоить и эффективно применять в работе профессиональный участник рынка недвижимости, подрастающая молодёжь, которая теперь для поступления в вузы заводит электронную подпись, но никак не тот среднестатистический гражданин старше 30 лет, берущий ипотеку и планирующий менять жильё в лучшем случае раз в 10–15 лет.
Пользоваться или нет такой электронной услугой - решать Вам. В целом следует отметить возможность подачи заявлений на государственную регистрацию прав не покидая дома - с домашнего компьютера, при наличии копий документов и электронной цифровой подписи.