Верховный Суд РФ признал часть текста писем Минэкономразвития России и ФАС России не действующим

Верховный Суд РФ признал часть текста писем Минэкономразвития России и ФАС России не действующим

Верховный Суд РФ решением от 22 августа 2016 г. № АКПИ16-574 признал абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 письма Министерства экономического развития Российской Федерации № 23275-ЕЕ/Д28и, Федеральной антимонопольной службы от 28 августа 2015 г. №N АЦ/45739/15 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" в части слов "(в том числе по текущему ремонту)" не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Данное событие может стать основой для аналогичных решений Верховного Суда РФ в рамках административного судопроизводства об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Оспариваемое разъяснение Минэкономразвития России фактически определяло новый вид строительных работ, не установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99.

Верховный Суд РФ выяснил, что разъяснение дано Минэкономразвития России как федеральным органом исполнительный власти, осуществляющим в числе прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и ФАС России, являющейся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим помимо прочего функции по контролю (надзору) в этой же сфере, с превышением полномочий и не соответствует требованиям закона.

Вопреки доводам Минэкономразвития России и ФАС России оспариваемое положение содержит правовую норму (правило поведения), обязательную для неопределенного круга лиц, рассчитанную на неоднократное применение, направленную на урегулирование отношений в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Оспариваемое положение ориентирует соответствующих должностных лиц применять на практике требования нормативного акта в изложенном в нем истолковании.

Кроме того, придание оспариваемому положению нормативного характера не соответствует установленному действующим законодательством запрету на издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм (абзац второй пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009).

Письмо в оспариваемой части издано административными ответчиками с превышением полномочий, устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение, что в силу пункта 1 части 5 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет признание абзаца четвертого подпункта 1.3 пункта 1 этого акта не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Источник:
▼ Вы можете поделиться новостью в социальных сетях, если нашли её для себя интересной!