Процедура установления публичного сервитута

Пресс-релиз

Действующее земельное законодательство понимает под общим понятием сервитута вещное право ограниченного пользования чужим земельным участком. Публичный сервитут налагает ограничения для собственника на распоряжение своим земельным участком. Публичный сервитут – это возможность использовать чужую землю (ст. 23 ЗК РФ).

"Часто такой сервитут устанавливают субъекты РФ и органы местного самоуправления. Если собственник не согласен с правовым актом о введении ограничений, документ можно оспорить. Также владелец земли может потребовать плату за ограничение своих прав", – комментирует эксперт Кадастровой палаты по Псковской области Гришина Елена Николаевна.

Каков порядок установления публичного сервитута

Порядок установления публичного сервитута состоит из нескольких этапов:

1) инициатор направляет соответствующее заявление в органы местного самоуправления или субъекта РФ;

2) госорган рассматривает заявление и назначает публичные слушания. На заседании должны присутствовать все заинтересованные стороны, в том числе собственники земли, которой коснется обременение;

3) по итогам слушаний госорган издает нормативно-правовой акт о публичном сервитуте на земельный участок;

4) акт должен пройти процедуру регистрации;

5) об установлении публичного сервитута вносят информацию в ЕГРН.

Публичный сервитут устанавливается, когда необходимо обеспечить:

- свободный доступ к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

- ремонт коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры;

- размещение на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов сетей, подъездов к ним;

- проведение дренажных работ на земельном участке;

- изъятие водных ресурсов, водопой;

- прогон сельскохозяйственных животных;

- сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

- использование участка для охоты, рыболовства; проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

25 марта 2019 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии выпустила письмо № 01-02960-ГЕ/19 о порядке регистрации и внесения сведений о сервитутах в ЕГРН. Публичный сервитут может устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для эксплуатации участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. Обременение участка публичным сервитутом не лишает собственника прав владения, пользования и (или) распоряжения. Переход прав на такой участок или предоставление государственного участка с сервитутом гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

Срок действия публичного сервитута определяют в решении о его установлении. Если участок расположен в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, срок сервитута не может быть дольше срока резервирования таких земель. Орган власти вправе досрочно прекратить действие публичного сервитута, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен. Сервитут считают прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек его срок. В данном случае решение органа не требуется. Также публичный сервитут можно прекратить в судебном порядке по иску владельца участка.

Комментарий эксперта: "с 2018 года действует специальный порядок установления сервитута. В 2018 году ЗК РФ дополнили новой главой V.7 «Установление публичного сервитута в отдельных целях» (ФЗ № 341-ФЗ от 03.08.2018). Ввели специальный порядок размещения линейных объектов на земельных участках на условиях такого сервитута. В частности, определили: перечень органов, уполномоченных принимать решения о его установлении; условия установления; требования к ходатайству о публичном сервитуте; способы выявления правообладателей участков, в отношении которых предполагается установление сервитута; порядок принятия решения о введении публичного сервитута; основания для отказа в установлении; срок действия сервитута; правила определения платы; требования к соглашению о сервитуте; последствия невозможности или существенного затруднения использования участка (его части), обремененного публичным сервитутом; права и обязанности обладателя публичного сервитута. Такой сервитут устанавливают по ходатайству от заинтересованного лица без изъятия участка. Решение принимает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган власти субъекта РФ или орган местного самоуправления".

В данном случае публичный сервитут нужен для: размещения объектов электросетевого хозяйства, теплосетей, водопроводных сетей и сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов; складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений и (или) строительной техники на период работ на объектах транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения; устройства пересечений автодорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования; размещения автодорог и железнодорожных путей в туннелях; проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории в связи с размещением линейных объектов федерального, регионального или местного значения, а также перед работами на этих объектах. При этом публичный сервитут не устанавливают на участках, где граждане занимаются ИЖС, садоводством, огородничеством и личным подсобным хозяйством.

Исключение делают, только если сервитут потребовался для подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на этих участках. Установление публичного сервитута применительно к землям и участкам из состава земель сельскохозназначения осуществляют с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

Правообладатель может признать недействующим нормативный акт, который устанавливает сервитут. Такая возможность есть, когда постановление нарушает интересы собственника. Орган местного самоуправления или субъекта РФ не вправе устанавливать публичный сервитут на весь участок, если не докажет, что нет другого способа обеспечить интересы третьих лиц. Необходимость установления публичного сервитута можно проверить с помощью экспертизы. При необходимости можно обратиться в суд с ходатайством о проведении экспертизы.

За публичный сервитут на земельный участок можно потребовать плату, так, собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании участка, собственник вправе требовать плату от органа государственной власти или местного самоуправления, которые установили такой сервитут. Владелец земли, в отношении которой устанавливается публичный сервитут, может взыскать сумму, соразмерную плате за пользование участком (п. 6 ст. 23 ЗК РФ, п. 5 ст. 274 ГК РФ).

► Вы можете оценить пост и поделиться им в социальных сетях, если нашли его для себя полезным!
71
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...